человек с неограниченными возможностями (so_wa) wrote,
человек с неограниченными возможностями
so_wa

Categories:

Многабукаф про творчество

Картинка для привлечения внимания. Продолжаю мучить лензбеби, ага.



Слово "творчество" для меня всю сознательную жизнь было ругательным. Во времена моего овеянного со всех сторон социализмом детства в "Домах пионеров" с нами поступали как с породистыми лошадьми: внимательно смотрели зубы на то, чем дитенка одарила природа, а еще внимательней - на то, чем она его точно не одарила. Одаренных учили и посылали на всякие конкурсы, победа лошадки...ой, то есть, извините, ребенка приносила славу и прочие социальные ништяки самой детке и явный бонус тем, кто занимался его дрессировкой. Неодаренные становились персонами нон-грата, их не замечали, а обеспокоенным родителям бездаря поясняли, морщась: "Понимаете, мы не можем взять вашего ребенка в кружок, у нас там только талантливые дети, а ваш...ну...так". Фрустированные родители, естественно, тут же рассказывали чаду, что оно у них не очень-то получилось. Чаще всего не выбирая выражений от огорчения.

Я была как раз из этих, неполучившихся. По мнению преподавателей из "Дома пионеров", разумеется. Меня конечно же впоследствии запихивали в разные коммерческие кружки, но к тому моменту я уже твердо знала разницу, куда берут за "талант", а куда за деньги. Даже такой наивный чиж как мелкая сова лет десяти способен докумекать, что если тут все молодцы и гении, а там еще поди докажи, что ты не тварь дрожащая, что-то тут явно не так. И это "не так" явно как-то завязано на закономерность "мы хвалим пока вы платите". Особенно когда дома на всякие попытки "расширить и углубить" полученные в кружке навыки встречаются отцовским рыком: "Не умеешь - не берись!" и мамиными вздохами о переводе ценного ресурса на детское баловство (ведь самое главное, чтобы ребенок был накормлен и тепло одет, а остальное неважно). Под эти вопли и вздохи и были похерены все инициативы, а заодно привита мысль, что если ты не какой-нибудь рембрандт-паганини, то и думать не смей, а все что не искусство называется унизительными словами "творчество" и "самовыражение", а чего ты там можешь насамовыражать-то при всей своей некачественности... В общем, горе и слезы.

Потом, конечно, годикам к 15-16 родители с удивлением обнаружили, что их чадо легко учит английский, играет на гитаре, пишет стихи и чего-то там царапает карандашиком на последних страницах школьных тетрадей. И они тут же решили направить деятельность ребенка в нужное русло. Да, естественно при помощи конструктивной критики вида: "Не переживай, стихи все подростки пишут, это пройдет. Английский это хорошо, но в "ИнЯз" ты точно не поступишь. В художку надо было идти раньше, перестарков там не учат. Гитара это баловство, ты что, собралась в кабаках лабать?"

Ну и все... Мысль о том, что творчество в моем незавидном положении это недостойно, а до достойного результата мне не допрыгнуть даже на батуте, окончательно закрепилась в голове. В качестве итога этой истории я поимела полное неумение наслаждаться любым процессом вообще (кроме секса, разумеется, потому что сексу меня, славтегосподи, учили не родители, тема вообще в нашей семье была насквозь табуирована) и невероятной критичностью к результатам какой угодно деятельности в собственном исполнении. Последовательно были заброшены: танцы, фотография, ролики, графика и дизайн, каллиграфия. А заодно приобретены: перфекционизм, трудоголизм и нервы-ни-к-черту. Я обнаружила, что не способна учиться ничему новому, ибо пока ты учишься - ты дурак и не можешь выдать охренительный результат на-гора.

А потом мне это надоело. И я подумала: "А какого, собсна?" И села за разбор. Получилось, что любая не приносящая существенного дохода деятельность имеет право на существование, если ее результат приносит социальные бонусы, как то: признание, популярность, слава. А вообще бы в идеале хорошо бы чтоб и деньги приносила, да. И значит, результат должен быть из ряда вон, чтобы его заметили. "Зашибись!" - подумала я. Полезла глубже в дебри невроза.

Выяснилось, что процесс тоже можно сделать значимым через простые физиологичные действия - концентрация на приятных цветах, тактильных ощущениях и прочих сопутствующих явлениях. Потом снижаешь значимость результата (не обесцениваешь результат, а перестаешь нагружать на него лишние смыслы и ожидания) и вуаля! На закуску перестаешь называть это искусством и творчеством. Например, фотография для меня нынче это разрядка, медитация и повод выползти на улицу. Нет, я не фотограф ни в коем случае. Я могу хорошо сделать портрет человека, который мне приятен, не потому что я по ночам годами зубрила законы композиции, а потому что мне интересно общаться с человеком и при помощи фотоаппарата в том числе. Я ползаю с этим чертовым лензбеби по кустам за птичками исключительно потому, что мне нравится ползать по кустам. И пусть результат моей деятельности никогда не попадет ни в профильный журнал, ни на выставку, да и в ЖЖ не соберет три страницы восхищенных комментов, зато эти кадры можно будет достать зимой и насладиться ими. Как домашним вареньем, ага.

Следующим номером попробую вернуть ролики и каллиграфию. Тем же макаром, ага. А там поглядим.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →